Навык подавать голос необходим во многих специальных службах. В караульной службе собака оповещает лаем о приближении постороннего, в розыскной лает при обнаружении укрывшегося человека, тяжелых или высоко подвешенных вещей.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Голос!» и жест— покачивание влево и вправо согнутой в локте и поднятой на уровень головы правой рукой (ладонью вперед). Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, помощник дрессировщика. К отработке этого приема приступают после выработки у собаки навыков на команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!».
К подаче голоса по команде собаку можно приучить несколькими способами: 1) на лакомство (для собак молодых и с преобладающей пищевой реакцией); 2) на апортировочный предмет (для собак, особо заинтересованных в апортировке); 3) а дразнящего помощника (для собак злобных); 4) а уходящего от привязанной собаки дрессировщика; 5) методом подражания и др. Наиболее часто применяется приучение собаки к подаче голоса при помощи лакомства. Делают это так.
Дрессировщик, посадив перед собой собаку, наступает ногой на короткий опущенный на землю поводок (чтобы собака не могла подпрыгивать). Взяв в правую руку лакомство, он дает его понюхать собаке, а затем поднимает его над головой собаки, дразня ее, и одновременно подает команду «Голос!». Движение руки с лакомством над головой собаки должно походить на жест. Лакомство возбуждает собаку, но поводок не, дает ей дотянуться до него и собака начинает лаять. Как только собака залает, немедленно отдают ей лакомство, гладят ее, восклицают «Хорошо!».
У собак, заинтересованных в апортировке предметов, первоначальный навык вырабатывают так. Возбудив собаку видом апортировочного предмета, кладут его так, чтобы собака его видела, но взять не могла. Подав команду «Апорт!», дрессировщик побуждает собаку взять предмет. Но так как собака не может его достать, она возбуждается и начинает лаять. Дрессировщик тут же 2—3 раза подает команду «Голос!», восклицает «Хорошо!». Затем достает апортировочный предмет, отдает его собаке, поощряет ее лакомством и командой «Гуляй!».
У злобных собак хорошие результаты дает использование в качестве безусловного раздражителя помощника, дразнящего собаку. В этом случае к дрессировщику, держащему собаку на коротком поводке, приближается помощник и начинает дразнить ее. Собака стремится напасть на помощника, но короткий поводок мешает этому и ее возбуждение проявляется в форме лая. Перед тем, как собака залает, подают команду «Голос!» и при активном лае ее поощряют.
Если собака сильно привязана к дрессировщику, то в качестве безусловного раздражителя используют его отход от посаженной на цепь или поводок собаки.
Когда первоначальный навык на команду «Голос!» и жест выработан, лакомство дают лишь за активный и четкий лай, а затем постепенно его заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.
Усложняя навык, добиваются, чтобы собака подавала голос из различных положений (стоя, сидя, лежа), находясь на различных расстояниях от дрессировщика, при различных по силе и характеру отвлекающих раздражителях.
Навык считается выработанным, если собака из любого положения, при любой обстановке безотказно и четко реагирует активным лаем на первую команду или жест дрессировщика, находящегося на расстоянии до 15 м.
При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
- На первых занятиях наличие сильных отвлекающих раздражителей;
- Подача команды «Голос!» после того, как собака уже залает;
- Перевозбуждение собаки частой подачей команды «Голос!».